Облачная SaaS-платформа РИТЕЙЛИКА. Блог компании.

Торговый аудит. Современные подходы к организации проверок и работы аудиторов в торговых сетях.

4577 0
Поделиться

Торговый аудит (или Retail Audit, ритейл аудит) – это комплекс мероприятий, направленных на мониторинг и исследование различных параметров и метрик товара, доступного на полках торговой сети. Предметом исследования обычно являются ассортимент, наличие и запасы товара, его стоимость, объемы продаж, общая представленность в торговых точках, а также ценовая политика конкурентов. Аудит может проводиться как силами внутреннего отдела контроля качества, так и с помощью сторонних агентств, предоставляющих подобные услуги. Конечной целью мониторинга и исследований является получение основных показателей товарной дистрибуции, оценка качества работы персонала, определение занимаемых позиций на рынке по сравнению с конкурентами. Проведение торгового аудита в первую очередь нацелено на повышение конкурентоспособности предприятия.

В рамках торгового аудита обычно проводятся следующие мероприятия:

  • Мониторинг актуального наличия товаров (фейсинг и sku)
  • Оценка качества работ и соблюдения стандартов по мерчендайзингу
  • Наличие POS
  • Контроль и оценка качества обслуживания покупателей
  • Контроль наличия и соответствия ценников, срока годности
  • Контроль и оценка промоакций
  • Выявление ценовой политики конкурентов
  • Анализ цен, дистрибуции, доступность рекламных материалов
  • Оценка работы персонала, торговых представителей и промоутеров

          Получение данных при проведении аудита осуществляется несколькими способами. Первый способ, т.н. «полевой» заключается в непосредственном сборе данных в торговых точках, по телефону, электронной почте, через информацию на веб-сайте, а также путем «тайной покупки». Второй способ – «кабинетный», когда информация собирается по вторичным источникам: из данных статистики, отраслевых ассоциаций, рыночных экспертов и других известных агентств.

          Если для проведения аудита привлекается стороннее агентство, на этапе согласования сопутствующих документов (договор, план аудита, регламент проведения, маршрутные листы аудиторов и т.д.) также согласовывается формат отчетов по полученным данным. Полученные данные практически всегда нужно анализировать и интерпретировать в динамике, сравнивая между собой предыдущие периоды, поэтому торговый аудит обычно проводят неоднократно. Чтобы сравнить данные за предыдущие периоды, нужно понимать следующее: 

  • Отчетов «на бумаге» может быть недостаточно и сравнивать их между собой будет затруднительно
  • У агентства, выполняющего повторный аудит, может не быть возможности предоставить дополнительные отчеты сравнения данных с предыдущими аудитами (другое агентство, потеря информации по предыдущим аудитам)
  • Агентство, проводившее работы по аудиту, должно иметь возможность предоставить выходные данные в электронном формате
  • У заказчика аудита должна быть возможность импорта полученных данных в свою информационную систему
  • Информационная система должна иметь в своем арсенале специфическую отчетность для анализа импортируемых данных в динамике. Далеко не все учетные системы обладают подобным функционалом «из коробки» 

          Задача еще больше усложняется, если к работам в разные периоды времени привлекаются разные агентства, действующие по собственным методикам и выдающие отчеты по своим стандартам и форматам, отличающимся от форматов и стандартов других агентств, что приводит к трудностям при сведении информации в единый формат данных. Осознавая вышеперечисленные неудобства, многие компании начинают использовать в своей работе специализированные облачные сервисы для организации торговых аудитов и внутренних проверок, консолидируя данные в едином информационном пространстве.

          Данные сервисы предназначены для проведения аудитов, самопроверок, контроля качества работы и опираются на широкое использование мобильных технологий, заменяя давно устаревшие методы сбора данных через диктофоны и бумажные носители. Для удобства проведения мониторинга, сбора информации и исследований, аудиторы (проверяющие) используют мобильные устройства, через специальное приложение передавая полученные данные в единое, централизованное хранилище. Наглядным примером одного из таких сервисов, аккумулирующих в себе всю собранную информацию с целью хранения, анализа, получения требуемой отчетности и принятия управленческих решений, является облачный сервис Ритейлика.

          Сервис состоит из веб-сайта и мобильного приложения, имеет в своем арсенале широкие возможности по конструированию самых сложных чек-листов (в т.ч. чек-листов аудита, «сторчек», store check, анкет и т.д.) для любых типов оценок (баллы, да/нет, выбор из списка). Предусмотрены удобные механизмы для создания, планирования и распределения аудитов (проверок) по аудиторам. Аудитор-проверяющий использует мобильное устройство и работает по чек-листу аудита. Сбор актуальной информации, фиксация отклонений и нарушений, оценка качества обслуживания и работы персонала может сопровождаться сопутствующими комментариями и фотографиями, которые будут доступны впоследствии в финальных отчетах.

          Компании, работающие в Ритейлике могут использовать сервис не только для проведения проверок и торговых аудитов силами собственного отдела контроля качества, но и подключать к системе сторонних аудиторов, тем самым обеспечивая работу всех проверяющих в едином информационном пространстве, нивелируя эффект «разнородности» собираемых данных и полностью снимая вопросы их импорта. Сервис поддерживает неограниченное количество чек-листов, часть из которых может касаться проверки каких-либо внутренних стандартов компании, другие чек-листы могут создаваться под конкретные агентства и выполняемые ими аудиты. Встроенная отчетность позволяет всесторонне анализировать и интерпретировать в динамике все собранные данные в любых разрезах за любой период времени.

Поделиться