Чек-лист проверки АЗС как самозащита от штрафов и Роспотребнадзора
Несмотря на то, что аббревиатура АЗС расшифровывается как автозаправочная станция, по своей сути АЗС – это магазин, занимающийся розничной продажей топлива, а сеть АЗС – это сеть розничных магазинов по продаже топлива. А это значит, что АЗС, как и другие магазины, подлежит различным проверкам со стороны целой плеяды контролирующих органов, в том числе Росстандартом и Роспотребнадзором. Проверки могут быть направлены в первую очередь на контроль разрешительной документации, на оценку соответствия правилам эксплуатации АЗС и на выявление фактов недолива топлива. Чтобы не попадать на «драконовские штрафы», собственнику или руководителю сети АЗС можно воспользоваться успешным опытом своих коллег из продуктового ритейла, многие из которых предпочитают максимально безболезненно проходить всевозможные проверки, гася потенциальные нарушения в зародыше с помощью систематического выполнения самопроверок. Для этого, с подачи и под контролем руководителя сети АЗС, по всем точкам периодически проводятся плановые и внеплановые проверки с помощью электронных чек-листов на личных мобильных устройствах проверяющих лиц.
Штрафы, наложенные на сети автозаправок в одном только 2015 году составили свыше 55 миллионов рублей (на 2020 год цифра уже намного больше), а внеплановые проверки были проведены примерно на 10% от общего числа российских АЗС. «Лютует» не только Роспотребнадзор, но и Росстандарт, собирающийся летом 2021 года организовать масштабные проверки АЗС с помощью тайных покупателей. По данным открытых источников, из 3.000 АЗС, проверенных инспекторами Росстандарта в 2015 году, на 1342 из них были выявлены нарушения и отклонения от принятых стандартов, а на владельцев АЗС были наложены крупные штрафы. Тот же Росстандарт проталкивает идею о введении оборотных штрафов за некачественное топливо, в буквальном смысле «затягивая удавку» на шее собственников АЗС. На фоне всего этого, идея о внедрении собственной системы контроля качества работы АЗС, как в продуктовом ритейле или ресторанном бизнесе - не выглядит такой уж фантастической и становится достаточно актуальной. Одним из лучших способов борьбы с плановыми и внеплановыми проверками контролирующих органов является систематический самоконтроль и постоянная готовность к появлению любых незваных гостей.
[PDF] Чек-лист технического состояния и эксплуатации АЗС
[PDF] Чек-лист супервайзера АЗС
[PDF] Чек-лист управляющего АЗС
[PDF] Чек-лист оператора-заправщика АЗС
[PDF] Чек-лист контроля СУГ и документации на АЗС
[PDF] Чек-лист контроля метрологии на АЗС
[PDF] Чек-лист тайного покупателя на АЗС
[PDF] Чек-лист контроля фирменных стандартов на АЗС
[PDF] Чек-лист проверки кофемашины на АЗС
[PDF] Чек-лист проверки автомойки на АЗС
Требования Роспотребнадзора к АЗС
АЗС в России и за рубежом
Чек-лист проверки АЗС может состоять из категорий (групп), каждая из которых содержит в себе перечень пунктов (критериев). Пункты чек-листа в рамках каждой категории объединяются вместе по единому смысловому признаку, явно указывающему на принадлежность к категории. Например, все пункты чек-листа АЗС, касающиеся оценки работы оператора и другого персонала могут группироваться в категорию «Работа персонала». Пункты, касающиеся работы ТРК и резервуаров, могут в свою очередь группироваться в категорию «Оборудование АЗС». А все, что касается состояния ценовой стеллы, подсветки, въездов и выездов, знаков и асфальтового покрытия – может размещаться в категории «Территория АЗС». Если проверяется автозаправочный комплекс, состоящий из магазина / кафе / аптеки / автомойки / автосервиса, то в зону контроля супервайзера могут включаться все перечисленные объекты. Это может быть реализовано как в рамках единого чек-листа, так и отдельными чек-листами на каждый объект проверки.
При использовании сервиса электронных чек-листов на мобильных устройствах, каждый пункт чек-листа может иметь вес в баллах или сумму штрафа в денежном эквиваленте, и принимать в качестве оценки стандартные «Да/Нет», «баллы по шкале», «выбор из списка», «числовое значение», «комплексная оценка», «дата и время», «фотография» или «комментарий». Итог проведенной проверки становится доступным в виде фотоотчета, в котором наглядно проиллюстрированы и прокомментированы все допускаемые нарушения. Фотоотчет отправляется прямиком в центральный офис «на стол» (в электронную почту) руководителю сети АЗС или другому ответственному за контроль и проведение проверок лицу. Все допускаемые нарушения можно также посмотреть в оперативных и аналитических отчетах, в любых разрезах и за любой период времени. Дополнительно в сервис может быть заложена используемая в сети АЗС система мотивации персонала с учетом штрафов и выполнения KPI для повышения трудовой дисциплины и «прозрачности» зарплатных начислений.
Система проверок, инспекций и аудитов на АЗС может быть организована совместными силами супервайзеров, управляющих (старших сотрудников), а также с помощью технических служб и внештатных проверяющих и числа тайных покупателей. Каждый из сотрудников (отделов и служб) может оперировать собственным набором чек-листов, делающих акцент на том или ином направлении, либо зоне контроля. К примеру, механики должны доскональным образом проводить проверку состояния технического оборудования АЗС, соответственно в их компетенцию не должна входить оценка работы магазина или операторов-заправщиков. В свою очередь, супервайзер может оценивать как техническое состояние, так и работу магазина, кафе и других объектов на территории АЗК. А вот тайный покупатель, по понятным причинам, может лишь оценивать тот спектр услуг, который доступен рядовому клиенту, не вникая в технические детали и тонкости и не имея доступа в служебные (закрытые от доступа посторонних лиц) зоны и помещения.
По чек-листу технического состояния и эксплуатации АЗС/АГЗС может выполняться контроль работоспособности оборудования автозаправочных станций и комплексов. Данный чек-лист обычно используют сотрудники технических служб, выполняя проверку работы топливораздаточных колонок на предмет функционирования дисплеев и дыхательных клапанов, отсутствия следов подтекания топлива, а также целостности шлангов, муфт, фиксаторов и пистолетов. Особое внимание уделяется отсутствию следов «самопального» ремонта пистолетов из-за частых их отрывов невнимательными водителями.
Сотрудниками технических служб также оценивается состояние резервуаров и зоны слива ЖМТ. Для АГЗС проверяется состояние отмостки, отсутствие нарушений в технологической системе СУГ, исправность УЗА на СУГ, исправность сосудов, электромагнитных клапанов, аварийного останова, системы обнаружения огня, заземленность электрооборудования и проверка КИПиА на отсутствие неисправностей и отклонений. Дополнительно проверяется щит автоматики, а также электрика и освещение на АЗС. Опционально может проводиться выборочная проверка знаний персонала по охране труда и пожарной безопасности.
Технические службы и супервайзер могут также использовать в своей работе чек-лист контроля метрологии вместе с чек-листом контроля СУГ и документации. К примеру, по чек-листу контроля метрологии может проверяться опломбировка топливораздаточных колонок, отпуск нефтепродуктов в пределах допустимой погрешности, наличие и ведение сопутствующей документации: градуировочных таблиц, паспортов, актов калибровок, замеров и зачисток. В чек-лист также следует заложить проверку корректности работы и достоверность показателей уровнемера, а также проверку состояния мерника, ареометра и метроштока. По чек-листу контроля СУГ может проверяться порядок действий при приемке, сливе и регистрации НП, включая оценку работы водителя АЦ, слесаря и оператора АЗС.
Чек-лист супервайзера должен отличаться максимальным покрытием ключевых зон контроля, и может включать в себя не только проверку технического состояния АЗС, но и всех объектов генерации дополнительной прибыли современных автозаправочных комплексов: магазина (мини-маркета), кафе, аптеки, автомойки и автосервиса. Проверка супервайзером оборудования может быть не настолько тщательная и основательная, как проверка объекта механиками и другими сотрудниками технических служб, однако здесь основной задачей является выявление наиболее критичных проблем и нарушений по всей АЗС в целом.
Супервайзер начинает обход территории АЗС с контроля состояния ценовой стеллы, чистоты въездов и выездов, наличия дорожных знаков, разметки и навигационных табличек, состояния асфальтового покрытия и работоспособности освещения. Оценивается состояние основных конструкций, проверяются ТРК/ГРК, фиксируется наличие подтеканий и проливов топлива. Особое внимание уделяется укомплектованности средствами пожаротушения. Отдельно проверяется резервуарный парк (площадка слива, сливные короба, технологические колодцы)
При обходе автозаправочного комплекса, состоящего из магазина (кафе, аптеки, автомойки, автосервиса и т.д.) набор критериев проверки уже напоминает состав аналогичных чек-листов из сферы продуктового ритейла и общепита. Супервайзером оценивается состояние входной группы, а внутри магазина проверяется чистота помещения и прикассовой зоны, наполненность полок (отсутствие дыр и пустот в выкладке), наличие «одноформатных» ценников на все товары, отсутствие «просрочки», общее состояние торгового оборудования. Дополнительно контролируется представленность акционного товара и знание сотрудниками текущих акций и сроков их действия.
В обязательном порядке проверяется работоспособность и состояние кофемашины как одного из главных (если не основного) источника дополнительной маржи на АЗС. В проверку кофемашины обычно закладывается контроль чистоты камер, сиропницы и дозаторов, заполненность бункеров для кофе и какао-порошка, наличие воды, молока и расходных материалов. Дополнительно контролируется наличие стаканов, размешивателей, держателей, крышек, специй, сахара и прочих заготовок для напитков. Проверяется своевременность проведения проливов и очисток кофемашины, а также отсутствие системных ошибок. Субъективно оценивается и вкус кофе.
В случае наличия ресторана / мини-кафе на территории АЗК, супервайзер проверяет общую чистоту в помещении и на линии раздачи. Проверяется освещенность и наполненность витрины, аккуратность выкладки блюд. Оценивается «достаточность» порций, их внешний вид, аппетитность и вкус в ходе «контрольной трапезы». В ходе проверки также уделяется внимание скорости обслуживания клиентов, вежливости общения, соблюдению правил приема-передачи денежных средств и внешнему виду сотрудников (форменная одежда, именной бейдж).
В ходе проверок особое внимание стоит уделить качеству работы операторов-заправщиков. Данный вид контроля может закладываться как в чек-лист супервайзера, так и в чек-лист тайного покупателя для получения максимально точной и непредвзятой оценки. Проверяющий обычно оценивает внешний вид, состояние форменной одежды, наличие бейджа, аккуратность и правильность действий заправщиков при заправке авто (встретил, поздоровался, уточнил вид топлива, уточнил № ТРК, предложил дополнительные услуги, заправил, попрощался), а также порядок действий оператора при обслуживании клиента (вежливое приветствие, уточнение наличия вида топлива, типа оплаты, наличие дисконтной карты, допродажа кофе и снеков, корректные денежные транзакции и прощание)
К проверкам АЗС также могут подключаться управляющие (старшие сотрудники). В отличие от проверок супервайзеров и технической службы, которые могут выполняться еженедельно или ежемесячно, обходы по чек-листу управляющего АЗС могут выполняться на ежедневной основе для контроля общего состояния территории, работоспособности оборудования, работы магазина и кафе, а также для проверок персонала. Тем самым увеличивается общая частотность всех проводимых проверок, что в свою очередь позволяет центральному офису держать ситуацию под постоянным контролем даже в своих самых удаленных филиалах.
Сотрудники отдела рекламы и маркетинга могут также стать неотъемлемой частью выстроенной системы проверок, контролируя фирменные стандарты. В контроль фирменных стандартов обычно включают проверку соответствия данных на ценовой стелле текущему прайсу, корректность размещения постеров и наклеек на ТРК, соответствие окраски элементов оборудования фирменным цветам согласно брендбуку. Дополнительно контролируется подсветка, световые элементы, врезные элементы и имидж панели. Помимо всего этого проверяется правильность оформления режимника, наличие приказов по проведению акций, а также достаточность запаса рекламного раздаточного материала. При наличии магазина – состояние стопперов, воблеров, шелфтокеров, вставок в антикражные ворота.
Требования Роспотребнадзора к АЗС
С точки зрения Роспотребнадзора, автозаправочная станция (АЗС) - это магазин по продаже топлива, в котором нельзя посмотреть и оценить товар заранее, а также осуществить его возврат или обмен. Кроме этого, АЗС – это объект повышенной опасности, потенциально загрязняющий окружающую среду и атмосферу. Согласно правилам технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, утвержденных Приказом Минэнерго России от 1 августа 2001 года, на АЗС необходимо наличие следующей информации:
- Организационно-правовая форма и форма собственности организации
- Наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя)
- Номер (при наличии) или наименование данной АЗС
- Место нахождения (адрес) и контактный телефон организации
- Перечень реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказываемых услуг, включая услуги по заправке автотранспортных средств работниками АЗС
- Режим или особые условия работы
- ФИО работающих сотрудников (операторов или смен операторов)
- ФИО ответственных за пожарную безопасность и охрану труда
- Указатели организации движения автотранспорта по территории АЗС
- Информация об особенностях работы с топливораздаточными колонками (ТРК), маслораздаточными колонками (МРК)
- Информация об обязанностях и правилах поведения водителей при нахождении на территории АЗС и заправке автотранспорта
- Порядок очередности при обслуживании автотранспорта
Зная, на что именно в первую очередь может обратить внимание Роспотребнадзор при проведении проверок и взяв за основу требования, изложенные в документе РД 153-39.2-080-01, можно составить чек-лист проверки АЗС. Этот чек-лист может включать в себя контроль наличия вышеприведенной информации (организационно-правовая форма, ФИО ответственных сотрудников и т.д.), документов, и проверку на соответствие требованиям, прописанным в правилах технической эксплуатации АЗС. Проверку по чек-листу может проводить как руководитель АЗС, так и сотрудники отдела контроля качества или тайные покупатели.
Категория «Территория, здания и сооружения АЗС»
- Место расположения автозаправочной станции обозначено дорожным знаком АЗС (Да/Нет)
- Проезжая часть на территории имеет твердое покрытие, без ям, выбоин и колдобин (Да/Нет)
- Обеспечен свободный подъезд транспортных средств к топливо- и маслораздаточным колонкам (Да/Нет)
- На территории оборудованы места сбора материалов, используемых для устранения последствий слива нефтепродуктов (Да/Нет)
- Мусоросборники не переполнены (Да/Нет)
- В зимнее время проезды и проходы на территории АЗС очищены от наледи и снега, в осенний период – сухой травы и опавших листьев (Да/Нет)
- На фундаменте зданий и сооружений отсутствуют трещины и разрушения (Да/Нет)
- Кровля зданий и сооружений регулярно чистится ото льда в зимний период (Да/Нет)
- Все положенное освещение исправно, нет перегоревших и не функционирующих источников света (Да/Нет)
Категория «Заправка транспортных средств»
- Нерасфасованные нефтепродукты отпускаются в баки транспортных средств и тару потребителей исключительно через топливо и маслораздаточные колонки (Да/Нет)
- Выдача нефтепродуктов НЕ производится в стеклянную или пластиковую тару (Да/Нет)
- Оператор контролирует расположение транспортных средств, ожидающих заправку, с целью их аварийной эвакуации при возникновении ЧП (Да/Нет)
- Заправка автотранспорта осуществляется в порядке общей очереди (Да/Нет)
- При сливе топлива заправщиком, заправка закрывается полностью либо вешаются таблички на заблокированные колонки
- Во время заправки двигатель транспортного средства выключен (Да/Нет)
- Автомобили к топливо- и маслораздаточным колонкам подъезжают своим ходом (Да/Нет)
- Мотоциклы и мотороллеры подаются к ТРК с заглушенными двигателями, остановка и запуск двигателей осуществляется не менее чем за 15 метров до ТРК (Да/Нет)
- Места слива случайно или аварийно пролитых нефтепродуктов засыпаны песком с последующим удалением в специальные контейнеры (Да/Нет)
- Расстояние между стоящими под заправкой и следующими на ними транспортными средствами не менее 3 метра, между стоящими в очереди на заправку – не менее 1 метра (Да/Нет)
- При заправке транспортные средства располагаются таким образом, чтобы при возникновении ЧП была возможность прекращения заправки и немедленной эвакуации (Да/Нет)
- При заправке автобусов, пассажиры покидают салоны (Да/Нет)
Категория «Проверка документации»
- Документ о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (Да/Нет)
- Лицензия на осуществление деятельности или заверенная копия (Да/Нет)
- Паспорт АЗС с технологической и электрической схемами, схемами молниезащиты и заземления (Да/Нет)
- Правила технической эксплуатации АЗС (Да/Нет)
- Паспорта на резервуары (Да/Нет)
- Формуляры (паспорта), руководства по эксплуатации на топливо- и маслораздаточные колонки, журналы учета работы ТРК (МРК) (Да/Нет)
- Градуировочные таблицы на резервуары (Да/Нет)
- План и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций (Да/Нет)
- Инструкция по охране труда работников АЗС (Да/Нет)
- Инструкция при выполнении работ по обслуживанию и ремонту технического и технологического оборудования (Да/Нет)
- Инструкция по пожарной безопасности (Да/Нет)
- Инструкция по эксплуатации очистных сооружений (Да/Нет)
- Паспорта технического и технологического оборудования (систем вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т.д.) (Да/Нет)
- Инструкции работников АЗС по исполнению функциональных обязанностей (Да/Нет)
- Журнал учета поступления нефтепродуктов (Да/Нет)
- Журнал учета ремонта технического и технологического оборудования (Да/Нет)
- Журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений (Да/Нет)
- Сменный отчет (Да/Нет)
- График поверки на все средства измерения (СИ) и свидетельства или иные документы, подтверждающие факт выполнения поверки СИ (Да/Нет)
- Книга жалоб и предложений (Да/Нет)
- Утвержденный прейскурант цен на товары и услуги (Да/Нет)
- Паспорта (сертификаты) качества на товары (Да/Нет)
- Документация о выполнении всех видов проверок и испытаний электрического оборудования АЗС (Да/Нет)
- Приказы руководства организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию АЗС, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение (Да/Нет)
- Документы о регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах (Да/Нет)
Категория «Прочее»
- АЗС оборудован устойчивой телефонной и радиосвязью, связь исправна (Да/Нет)
- Громкоговоритель исправен (Да/Нет)
- [Опционально] Установленные видеокамеры функционируют (Да/Нет)
- Спецодежда хранится в подвешенном виде в специальных шкафах из негорючих материалов (Да/Нет)
- Огнетушители расположены вблизи заправочных колонок или других защищаемых установок (Да/Нет)
- Огнетушители в плановом порядке обслуживаются (Да/Нет)
- На силовых и распределительных щитах, на всех выключателях нанесены хорошо видные надписи с наименованием включаемых устройств (Да/Нет)
- Шланги ТРК без трещин, изломов, утечек или люфта между шлангом и фитингами (Да/Нет)
АЗС в России и за рубежом
По состоянию на 2020 год, в России насчитывается более 26.000 автомобильных заправок, примерно 800 АЗС из этого количества располагаются в Москве, в пределах МКАД. Крупнейшими АЗС в России являются:
- «Лукойл» (~ 5300 АЗС)
- «Роснефть» (~ 3000 АЗС)
- «Газпромнефть» (~ 2000 АЗС)
- «ТНК» (~ 1500 АЗС)
- «Татнефть» (~ 800 АЗС)
- «Башнефть» (~ 500 АЗС)
- «ГАЗПРОМ» (~ 480 АЗС)
- «Сургутнефтегаз» (~ 300 АЗС)
- «ПТК» (~ 270 АЗС)
- «Красноярскнефтепродукт» (~ 200 АЗС)
В мире больше всего АЗС приходится на США, их общее количество превышает 120.000. Многие АЗС (особенно в США и Канаде), в рамках все более возрастающей конкуренции не ограничиваются одной лишь продажей топлива, на их территории может процветать торговля и располагаться целые комплексы: автомойки, кафе, небольшие магазины, предлагающие «ходовой» ассортимент. В некоторых комплексах могут применяться весьма продвинутые технологии, к примеру - интерактивные меню, когда посетитель АЗС касанием пальцев выбирает нужные ингредиенты, оплачивает, получает чек и ждет приготовления.
Поэтому чек-лист проверки АЗС может включать в себя не только пункты соответствия требованиям Роспотребнадзора, правилам технической эксплуатации и пожарной безопасности, но и пункты, относящиеся к проверке других объектов (магазинов, кафе, автомоек) на территории АЗС. Таким образом, к проверке комплекса, расположенного на территории АЗС, становятся вполне применимы чек-листы из продуктового ритейла, по которым может проверяться фасад/входная группа, помещения, выкладка товара, ценники, работа персонала и т.д.
У американских коллег чек-лист проверки автозаправочной станции может выглядеть несколько иначе, иметь определенные особенности и включать в себя критерии и стандарты, которые не актуальны в России, но при этом актуальны для США. Однако при все этом, и в том, и в другом случае особо пристальное внимание уделяется соответствию правилам эксплуатации АЗС. Подобным образом может выглядеть чек-лист проверки АЗС, расположенной в США или Канаде:
Общие требования
- Процедуры действий в аварийной ситуации определены для случаев пожара, утечки, аварии, поломки оборудования и других потенциальных нарушений или чрезвычайных ситуаций.
- Сотрудники обучены использованию аварийно-спасательного оборудования.
- План действия в аварийных ситуациях регулярно пересматривается и обновляется по мере необходимости.
- Комплект для сбора разлитой жидкости полный и находится в легкодоступном месте.
- Телефон находится рядом с пультом управления.
- Список телефонных номеров экстренных служб, в том числе пожарной бригады, службы скорой помощи и других аварийно-спасательных служб находится на видном месте рядом с телефоном центра (панели) управления.
- Имеется устройство общего аварийного останова для отключения питания всех заправочных колонок.
- Устройство общего аварийного останова легкодоступно в случае чрезвычайной ситуации (к нему имеется доступ без каких-либо препятствий, таких как стойки, полки или комплекты для сбора разлитой жидкости).
- Устройство общего аварийного останова (например, переключатель или кнопка) четко обозначено как «Устройство аварийного останова».
- В плановом порядке проверяется функционирование устройства общего аварийного останова.
- Примечание: Каждое устройство аварийного останова на установках со сжиженным нефтяным газом должно проверяться, по крайней мере, раз в месяц.
- Зоны вокруг заправочных колонок и платежного терминала достаточно освещены, чтобы обеспечить безопасную рабочую среду при функционировании.
- Примечание: посетитель АЗС должен иметь возможность прочитать вывески без напряжения. Минимальный уровень освещенности для установок со сжиженным нефтяным газом –50 лк и рекомендуется для заправки горючей жидкостью).
- На станции технического обслуживания имеется минимум два огнетушителя порошкового типа.
- Минимальная категория 2A 60B (E) на огнетушитель.
- Огнетушители расположены вблизи заправочных колонок или других защищаемых установок.
- Огнетушители доступны без чрезмерной опасности в случае чрезвычайной ситуации.
- Огнетушители в плановом порядке обслуживаются, по крайней мере, каждые 6 месяцев.
- В каждом месте установки огнетушителя имеется знак «Огнетушитель» на высоте, по меньшей мере, 2 м над уровнем земли.
- Манифест имеется в наличии и поддерживается в надлежащем состоянии.
- План объекта имеется в наличии и поддерживается в надлежащем состоянии.
- Документ об оценке рисков имеется в наличии и поддерживается в надлежащем состоянии
- Паспорта безопасности материалов находятся в легкодоступном месте и поддерживаются в надлежащем состоянии.
- Реестр опасных грузов имеется в наличии и поддерживается в надлежащем состоянии.
- Инвентаризационные ведомости принимаемых, хранящихся и заправляемых легковоспламеняющихся и горючих жидкостей ведутся и сверяются.
- Если расхождения в отчетах указывают на возможную утечку, установка с опасными грузами проверяется, и любые утечки устраняются.
- Ведутся записи оперативной подготовки и переподготовки использования системы сжиженного нефтяного газа, включая техническое обслуживание, проверки и действия в аномальных ситуациях и при инцидентах.
Требования к заправочным колонкам и подземным цистернам
- Устройство аварийного останова на каждой заправочной колонке регулярно проверяется (например, ежемесячно) для обеспечения работы в соответствии с требованиями.
- Установлена защита от ударов (например, тумбы) или заправочная колонка расположена так, чтобы свести к минимуму потенциальный ущерб (например, от транспортных средств).
- Шланги без трещин, изломов, утечек или люфта между шлангом и фитингами.
- На заправочной колонке или рядом с ней расположен хорошо заметный знак «Заглушить двигатель, НЕ КУРИТЬ».
- Примечание: вместо слов «Не курить» можно использовать стандартный предупреждающий символ «Не курить».
- Буквы надписи «Заглушить двигатель, НЕ КУРИТЬ» должны быть высотой не менее 50 мм.
- Отсутствие фиксатора на наконечнике шлангов заправочных колонок или в случае заправочной колонки, на которой можно предварительно выбрать значение или количество топлива.
Требования в отношении сжиженного нефтяного газа
- Панель с информацией об аварийных ситуациях (EIP) размещается на надземных цистернах или в зонах хранения цистерн.
- На наземной цистерне или в зоне хранения цистерн имеется знак с номером телефона владельца цистерны или подрядчика, который предоставляет круглосуточные консультации специалиста по сжиженному нефтяному газу. Примечание: Эти данные могут быть приведены на панели с информацией об аварийных ситуациях.
- На наземной цистерне или в зоне хранения цистерн имеется знак со стандартными предупреждающими символами диаметром не менее 100 мм или текстом «ГОРЮЧИЙ ГАЗ» и «НЕ КУРИТЬ» или предупреждающий знак (с буквами высотой не менее 50 мм), запрещающий курение и использование источников воспламенения.
- Если зона изолирована забором, знаки должны быть видны снаружи забора и во всех точках доступа.
- Каждое место активации системы аварийного останова сжиженного нефтяного газа промаркировано текстом «Аварийный останов сжиженного нефтяного газа» высотой не менее 40 мм на белом фоне.
- В каждом месте активации системы аварийного останова сжиженного нефтяного газа имеется знак с инструкциями (красными или темными буквами высотой не менее 20 мм на белом фоне) по активации системы. Примечание: инструкции могут быть приведены на том же знаке «Аварийный останов сжиженного нефтяного газа».
- Цистерны находятся на расстоянии не менее 6 м от любой другой наземной цистерны, зоны хранения или заправки легковоспламеняющихся или горючих материалов.
- Цистерны находятся на расстоянии не менее 2 м от любого выходного вентиляционного отверстия хранилища легковоспламеняющейся жидкости (например, подземных цистерн).
- Защита цистерн от ударов эквивалентна как минимум аварийный дорожным заграждениям (W-образным), имеет высоту около 700 мм и находится на расстоянии не менее 1,5 м от цистерны.
- В пределах 3 м от цистерн сжиженного нефтяного газа нет горючих материалов.
- С территории обеспечен свободный выезд для бензовозов, так чтобы транспортные средства могли двигаться вперед без необходимости обратного хода.
- Больше не используемые цистерны выводятся из эксплуатации и подвергаются дегазации.
- Для одиночных цистерн емкостью 8000 л или менее должен иметься доступ к водопроводному крану с достаточным давлением воды для использования поливочного шланга.
- Вблизи всех цистерн емкостью более 8000 литров установлены шланговые барабаны.
- Примечание: огнетушители типа 2A 60B(E) могут использоваться вместо шланговых барабанов в случае единичной цистерны емкостью 16000 л или менее и при недостаточной подаче воды.
- Имеется достаточное количество шланговых барабанов для того, чтобы шланговые наконечники могли достигать любого расстояния в пределах 5 м от цистерны и зоны установки цистерны.
- Земля под цистернами и на расстоянии, по крайней мере, 1,5 м за каждой цистерной должна иметь дорожное покрытие или быть устойчивой к насыщению горючими жидкостями.
- Решетчатые барабаны для баллонов располагаются снаружи помещений.
- Емкость каждого баллона в барабане составляет 25 л или менее.
- Максимальная совокупная емкость баллонов в барабане или группах барабанов составляет 2500 л.
- С лицевой стороны каждого барабана имеется табличка класса опасного груза (то есть красный ромбовидный знак для горючих газов класса 2.1) размером: 250 мм кв.
- С лицевой стороны каждого барабана имеется предупреждающий знак «Горючие газы. Не курить. Не использовать открытое пламя». Примечание: можно использовать стандартные предупреждающие символы.
- Барабаны находятся на расстоянии минимум 3 м от групп барабанов для баллонов (не более 2500 л на группу).
- Барабаны находятся на расстоянии минимум 1 м от любых проемов зданий.
- Барабаны находятся на расстоянии минимум 1 м от предела досягаемости шланга баллона для декантирования сжиженного нефтяного газа.
- Барабаны находятся на расстоянии минимум 1,5 м по горизонтали от любого источника воспламенения.
- Барабаны находятся на расстоянии минимум 0,5 м по вертикали от любого источника воспламенения.
- Барабаны находятся на расстоянии минимум 1,5 м от любой ямы, канализации, подвала, общественного места или заправочной колонки.
- Барабаны находятся на расстоянии минимум 5 м от любой цистерны сжиженного нефтяного газа.
- Барабаны находятся на расстоянии минимум 3 м от любой наземной цистерны с опасными грузами, отличными от сжиженного нефтяного газа.
- Барабаны находятся на расстоянии минимум 3 по горизонтали от любой массы горючих материалов (например, корзины для мусора, дров, моторного масла.
- Барабаны находятся на расстоянии минимум 2 м от любой конструкции, ограничивающей доступ за барабан.
- Барабаны, по крайней мере, с двух сторон не касаются любой стены, сплошной панели или другого элемента, который может ограничить поток воздуха.
- В пределах 3 м от любой точки, где может находиться горючая жидкость, запрещается курить или наличие источников воспламенения.
- Автомобильные двигатели выключаются во время заправки.
- Сигнальные лампы, которые могут контактировать с горючим паром, должны выключаться в автодомах и фургонах перед заправкой.
- Необходимо предотвратить утечки и переливы при заполнении цистерн.
- Заливные колпачки (например, подземных цистерн) должны поддерживаться в герметичном для жидкости состоянии.
- Запрещается заправлять пластиковые емкости, не соответствующие стандарту AS/NZS 2906.
- Емкости при заправке на колонке должны находиться на земле (т.е. не должны находиться на транспортном средстве или прицепе или внутри них).
- Имеются процедуры для устранения разливов, особенно разливов горючей жидкости на одежду.
- Детям в возрасте до 15 лет не разрешается пользоваться заправочными колонками.
- В зоне заправки подземных цистерн отсутствуют горючие материалы.
- В дренажных колодцах для локализации проливов (при наличии) отсутствуют жидкости.
Также может быть интересно: