Блог компании / Чек-лист проверки АЗС как самозащита от штрафов и Роспотребнадзора

Чек-лист проверки АЗС как самозащита от штрафов и Роспотребнадзора

Поделиться text 05.03.2017 5764 0

        Несмотря на то, что аббревиатура АЗС расшифровывается как автозаправочная станция, по своей сути АЗС – это магазин, занимающийся розничной продажей топлива, а сеть АЗС – это сеть розничных магазинов по продаже топлива. А это значит, что АЗС, как и другие магазины, подлежит различным проверкам со стороны целой плеяды контролирующих органов, в том числе Росстандартом и Роспотребнадзором. Проверки могут быть направлены в первую очередь на контроль разрешительной документации и на оценку соответствия правилам эксплуатации АЗС. Чтобы не попадать на «драконовские штрафы», собственнику или руководителю сети АЗС можно воспользоваться успешным опытом своих коллег из продуктового ритейла, многие из которых предпочитают максимально безболезненно проходить всевозможные проверки, гася потенциальные нарушения в зародыше с помощью систематического выполнения самопроверок. Для этого, с подачи и под контролем руководителя сети АЗС, по всем точкам периодически проводятся плановые и внеплановые проверки с помощью электронных чек-листов на личных мобильных устройствах проверяющих лиц.

Чек лист проверки АЗС

Запрос КП на подключение к сервису Ритейлика

        Штрафы, наложенные на сети автозаправок в одном только 2015 году составили свыше 55 миллионов рублей, а внеплановые проверки были проведены примерно на 10% от общего числа российских АЗС. «Лютует» не только Роспотребнадзор, но и Росстандарт. По данным открытых источников, из 3.000 АЗС, проверенных инспекторами Росстандарта в 2015 году, на 1342 из них были выявлены нарушения и отклонения от принятых стандартов, а на владельцев АЗС были наложены крупные штрафы. Тот же Росстандарт проталкивает идею о введении оборотных штрафов за некачественное топливо, в буквальном смысле «затягивая удавку» на шее собственников АЗС. На фоне всего этого, идея о внедрении собственной системы контроля качества работы АЗС, как в продуктовом ритейле или ресторанном бизнесе - не выглядит такой уж фантастической и становится достаточно актуальной. Одним из лучших способов борьбы с плановыми и внеплановыми проверками контролирующих органов является систематический самоконтроль и постоянная готовность к появлению любых незваных гостей.

        Чек-лист проверки АЗС может состоять из категорий (групп), каждая из которых содержит в себе перечень пунктов (критериев). Пункты чек-листа в рамках каждой категории объединяются вместе по единому смысловому признаку, явно указывающему на принадлежность к категории. Например, все пункты чек-листа АЗС, касающиеся оценки работы оператора и другого персонала могут группироваться в категорию «Работа персонала». При использовании сервиса электронных чек-листов на мобильных устройствах, каждый пункт чек-листа может иметь вес в баллах или сумму штрафа в денежном эквиваленте, и принимать в качестве оценки стандартные «Да/Нет», «баллы по шкале», «выбор из списка», «числовое значение» или «комментарий». Итог проведенной проверки становится доступным в виде фотоотчета, в котором наглядно проиллюстрированы и прокомментированы все допускаемые нарушения. Фотоотчет отправляется прямиком «на стол» (в электронную почту) руководителю сети АЗС или другому ответственному за контроль и проведение проверок лицу. Все допускаемые нарушения можно также посмотреть в оперативных и аналитических отчетах, в любых разрезах и за любой период времени.

        Помимо чек-листа проверки АЗС на соответствие правилам эксплуатации и другим требованиям, свое применение может найти и чек-лист оператора автозаправочной станции. В чек-листе оператора АЗС может регламентироваться порядок действий в тех или иных ситуациях (как штатных, так и нештатных), либо чек-лист может применяться в качестве удобной «шпаргалки».

        С точки зрения Роспотребнадзора, автозаправочная станция (АЗС) - это магазин по продаже топлива, в котором нельзя посмотреть и оценить товар заранее, а также осуществить его возврат или обмен. Кроме этого, АЗС – это объект повышенной опасности, потенциально загрязняющий окружающую среду и атмосферу. Согласно правилам технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, утвержденных Приказом Минэнерго России от 1 августа 2001 года, на АЗС необходимо наличие следующей информации:

  • Организационно-правовая форма и форма собственности организации
  • Наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя)
  • Номер (при наличии) или наименование данной АЗС
  • Место нахождения (адрес) и контактный телефон организации
  • Перечень реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказываемых услуг, включая услуги по заправке автотранспортных средств работниками АЗС
  • Режим или особые условия работы
  • ФИО работающих сотрудников (операторов или смен операторов)
  • ФИО ответственных за пожарную безопасность и охрану труда
  • Указатели организации движения автотранспорта по территории АЗС
  • Информация об особенностях работы с топливораздаточными колонками (ТРК), маслораздаточными колонками (МРК)
  • Информация об обязанностях и правилах поведения водителей при нахождении на территории АЗС и заправке автотранспорта
  • Порядок очередности при обслуживании автотранспорта

        Зная, на что именно в первую очередь может обратить внимание Роспотребнадзор при проведении проверок и взяв за основу требования, изложенные в документе РД 153-39.2-080-01, можно составить чек-лист проверки АЗС. Этот чек-лист может включать в себя контроль наличия вышеприведенной информации (организационно-правовая форма, ФИО ответственных сотрудников и т.д.), документов, и проверку на соответствие требованиям, прописанным в правилах технической эксплуатации АЗС. Проверку по чек-листу может проводить как руководитель АЗС, так и сотрудники отдела контроля качества или тайные покупатели. 

Проверка АЗС на пожарную безопасность

Категория «Территория, здания и сооружения АЗС»

  • Место расположения автозаправочной станции обозначено дорожным знаком АЗС (Да/Нет)
  • Проезжая часть на территории имеет твердое покрытие, без ям, выбоин и колдобин (Да/Нет)
  • Обеспечен свободный подъезд транспортных средств к топливо- и маслораздаточным колонкам (Да/Нет)
  • На территории оборудованы места сбора материалов, используемых для устранения последствий слива нефтепродуктов (Да/Нет)
  • Мусоросборники не переполнены (Да/Нет)
  • В зимнее время проезды и проходы на территории АЗС очищены от наледи и снега, в осенний период – сухой травы и опавших листьев (Да/Нет)
  • На фундаменте зданий и сооружений отсутствуют трещины и разрушения (Да/Нет)
  • Кровля зданий и сооружений регулярно чистится ото льда в зимний период (Да/Нет)
  • Все положенное освещение исправно, нет перегоревших и не функционирующих источников света (Да/Нет)

Категория «Заправка транспортных средств»

  • Нерасфасованные нефтепродукты отпускаются в баки транспортных средств и тару потребителей исключительно через топливо и маслораздаточные колонки (Да/Нет)
  • Выдача нефтепродуктов НЕ производится в стеклянную или пластиковую тару (Да/Нет)
  • Оператор контролирует расположение транспортных средств, ожидающих заправку, с целью их аварийной эвакуации при возникновении ЧП (Да/Нет)
  • Заправка автотранспорта осуществляется в порядке общей очереди (Да/Нет)
  • При сливе топлива заправщиком, заправка закрывается полностью либо вешаются таблички на заблокированные колонки
  • Во время заправки двигатель транспортного средства выключен (Да/Нет)
  • Автомобили к топливо- и маслораздаточным колонкам подъезжают своим ходом (Да/Нет)
  • Мотоциклы и мотороллеры подаются к ТРК с заглушенными двигателями, остановка и запуск двигателей осуществляется не менее чем за 15 метров до ТРК (Да/Нет)
  • Места слива случайно или аварийно пролитых нефтепродуктов засыпаны песком с последующим удалением в специальные контейнеры (Да/Нет)
  • Расстояние между стоящими под заправкой и следующими на ними транспортными средствами не менее 3 метра, между стоящими в очереди на заправку – не менее 1 метра (Да/Нет)
  • При заправке транспортные средства располагаются таким образом, чтобы при возникновении ЧП была возможность прекращения заправки и немедленной эвакуации (Да/Нет)
  • При заправке автобусов, пассажиры покидают салоны (Да/Нет)

Категория «Проверка документации»

  • Документ о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (Да/Нет)
  • Лицензия на осуществление деятельности или заверенная копия (Да/Нет)
  • Паспорт АЗС с технологической и электрической схемами, схемами молниезащиты и заземления (Да/Нет)
  • Правила технической эксплуатации АЗС (Да/Нет)
  • Паспорта на резервуары (Да/Нет)
  • Формуляры (паспорта), руководства по эксплуатации на топливо- и маслораздаточные колонки, журналы учета работы ТРК (МРК) (Да/Нет)
  • Градуировочные таблицы на резервуары (Да/Нет)
  • План и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций (Да/Нет)
  • Инструкция по охране труда работников АЗС (Да/Нет)
  • Инструкция при выполнении работ по обслуживанию и ремонту технического и технологического оборудования (Да/Нет)
  • Инструкция по пожарной безопасности (Да/Нет)
  • Инструкция по эксплуатации очистных сооружений (Да/Нет)
  • Паспорта технического и технологического оборудования (систем вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т.д.) (Да/Нет)
  • Инструкции работников АЗС по исполнению функциональных обязанностей (Да/Нет)
  • Журнал учета поступления нефтепродуктов (Да/Нет)
  • Журнал учета ремонта технического и технологического оборудования (Да/Нет)
  • Журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений (Да/Нет)
  • Сменный отчет (Да/Нет)
  • График поверки на все средства измерения (СИ) и свидетельства или иные документы, подтверждающие факт выполнения поверки СИ (Да/Нет)
  • Книга жалоб и предложений (Да/Нет)
  • Утвержденный прейскурант цен на товары и услуги (Да/Нет)
  • Паспорта (сертификаты) качества на товары (Да/Нет)
  • Документация о выполнении всех видов проверок и испытаний электрического оборудования АЗС (Да/Нет)
  • Приказы руководства организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию АЗС, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение (Да/Нет)
  • Документы о регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах (Да/Нет)

Категория «Прочее»

  • АЗС оборудован устойчивой телефонной и радиосвязью, связь исправна (Да/Нет)
  • Громкоговоритель исправен (Да/Нет)
  • [Опционально] Установленные видеокамеры функционируют (Да/Нет)
  • Спецодежда хранится в подвешенном виде в специальных шкафах из негорючих материалов (Да/Нет)
  • Огнетушители расположены вблизи заправочных колонок или других защищаемых установок (Да/Нет)
  • Огнетушители в плановом порядке обслуживаются (Да/Нет)
  • На силовых и распределительных щитах, на всех выключателях нанесены хорошо видные надписи с наименованием включаемых устройств (Да/Нет)
  • Шланги ТРК без трещин, изломов, утечек или люфта между шлангом и фитингами (Да/Нет)

         В России насчитывается более 25.000 автомобильных заправок, примерно 600 АЗС из этого количества располагаются в Москве, в пределах МКАД. Крупнейшими АЗС в России являются:

  • «Лукойл» (~ 2400 АЗС)
  • «Роснефть» (~ 1400 АЗС)
  • «Газпромнефть» (~ 1250 АЗС)
  • «ТНК» (~ 800 АЗС)
  • «Татнефть» (~ 500 АЗС)
  • «Башнефть» (~ 500 АЗС)
  • «ГАЗПРОМ» (~ 480 АЗС)
  • «Сургутнефтегаз» (~ 300 АЗС)
  • «ПТК» (~ 150 АЗС)
  • «Русснефть» (~ 130 АЗС)
  • «BP» (~ 120 АЗС)
  • «Shell» (~ 100 АЗС)

        В мире больше всего АЗС приходится на США, их общее количество превышает 120.000. Многие АЗС (особенно в США и Канаде), в рамках все более возрастающей конкуренции не ограничиваются одной лишь продажей топлива, на их территории может процветать торговля и располагаться целые комплексы: автомойки, кафе, небольшие магазины, предлагающие «ходовой» ассортимент. В некоторых комплексах могут применяться весьма продвинутые технологии, к примеру -  интерактивные меню, когда посетитель АЗС касанием пальцев выбирает нужные ингредиенты, оплачивает, получает чек и ждет приготовления. Поэтому чек-лист проверки АЗС может включать в себя не только пункты соответствия требованиям Роспотребнадзора, правилам технической эксплуатации и пожарной безопасности, но и пункты, относящиеся к проверке других объектов (магазинов, кафе, автомоек) на территории АЗС. Таким образом, к проверке комплекса, расположенного на территории АЗС, становятся вполне применимы чек-листы из продуктового ритейла, по которым может проверяться фасад/входная группа, помещения, выкладка товара, ценники, работа персонала и т.д.

Торговля на АЗС

        У американских коллег чек-лист проверки автозаправочной станции может выглядеть несколько иначе, иметь определенные особенности и включать в себя критерии и стандарты, которые не актуальны в России, но при этом актуальны для США. Однако при все этом, и в том, и в другом случае особо пристальное внимание уделяется соответствию правилам эксплуатации АЗС. Подобным образом может выглядеть чек-лист проверки АЗС, расположенной в США или Канаде:

Общие требования

  • Процедуры действий в аварийной ситуации определены для случаев пожара, утечки, аварии, поломки оборудования и других потенциальных нарушений или чрезвычайных ситуаций.
  • Сотрудники обучены использованию аварийно-спасательного оборудования.
  • План действия в аварийных ситуациях регулярно пересматривается и обновляется по мере необходимости.
  • Комплект для сбора разлитой жидкости полный и находится в легкодоступном месте.
  • Телефон находится рядом с пультом управления.
  • Список телефонных номеров экстренных служб, в том числе пожарной бригады, службы скорой помощи и других аварийно-спасательных служб находится на видном месте рядом с телефоном центра (панели) управления.
  • Имеется устройство общего аварийного останова для отключения питания всех заправочных колонок.
  • Устройство общего аварийного останова легкодоступно в случае чрезвычайной ситуации (к нему имеется доступ без каких-либо препятствий, таких как стойки, полки или комплекты для сбора разлитой жидкости).
  • Устройство общего аварийного останова (например, переключатель или кнопка) четко обозначено как «Устройство аварийного останова».
  • В плановом порядке проверяется функционирование устройства общего аварийного останова.
  • Примечание: Каждое устройство аварийного останова на установках со сжиженным нефтяным газом должно проверяться, по крайней мере, раз в месяц.
  • Зоны вокруг заправочных колонок и платежного терминала достаточно освещены, чтобы обеспечить безопасную рабочую среду при функционировании.
  • Примечание: посетитель АЗС должен иметь возможность прочитать вывески без напряжения. Минимальный уровень освещенности для установок со сжиженным нефтяным газом –50 лк и рекомендуется для заправки горючей жидкостью).
  • На станции технического обслуживания имеется минимум два огнетушителя порошкового типа.
  • Минимальная категория 2A 60B (E) на огнетушитель.
  • Огнетушители расположены вблизи заправочных колонок или других защищаемых установок.
  • Огнетушители доступны без чрезмерной опасности в случае чрезвычайной ситуации.
  • Огнетушители в плановом порядке обслуживаются, по крайней мере, каждые 6 месяцев.
  • В каждом месте установки огнетушителя имеется знак «Огнетушитель» на высоте, по меньшей мере, 2 м над уровнем земли.
  • Манифест имеется в наличии и поддерживается в надлежащем состоянии.
  • План объекта имеется в наличии и поддерживается в надлежащем состоянии.
  • Документ об оценке рисков имеется в наличии и поддерживается в надлежащем состоянии
  • Паспорта безопасности материалов находятся в легкодоступном месте и поддерживаются в надлежащем состоянии.
  • Реестр опасных грузов имеется в наличии и поддерживается в надлежащем состоянии.
  • Инвентаризационные ведомости принимаемых, хранящихся и заправляемых легковоспламеняющихся и горючих жидкостей ведутся и сверяются.
  • Если расхождения в отчетах указывают на возможную утечку, установка с опасными грузами проверяется, и любые утечки устраняются.
  • Ведутся записи оперативной подготовки и переподготовки использования системы сжиженного нефтяного газа, включая техническое обслуживание, проверки и действия в аномальных ситуациях и при инцидентах.

Требования к заправочным колонкам и подземным цистернам

  • Устройство аварийного останова на каждой заправочной колонке регулярно проверяется (например, ежемесячно) для обеспечения работы в соответствии с требованиями.
  • Установлена защита от ударов (например, тумбы) или заправочная колонка расположена так, чтобы свести к минимуму потенциальный ущерб (например, от транспортных средств).
  • Шланги без трещин, изломов, утечек или люфта между шлангом и фитингами.
  • На заправочной колонке или рядом с ней расположен хорошо заметный знак «Заглушить двигатель, НЕ КУРИТЬ».
  • Примечание: вместо слов «Не курить» можно использовать стандартный предупреждающий символ «Не курить».
  • Буквы надписи «Заглушить двигатель, НЕ КУРИТЬ» должны быть высотой не менее 50 мм.
  • Отсутствие фиксатора на наконечнике шлангов заправочных колонок или в случае заправочной колонки, на которой можно предварительно выбрать значение или количество топлива.

Требования в отношении сжиженного нефтяного газа

  • Панель с информацией об аварийных ситуациях (EIP) размещается на надземных цистернах или в зонах хранения цистерн.
  • На наземной цистерне или в зоне хранения цистерн имеется знак с номером телефона владельца цистерны или подрядчика, который предоставляет круглосуточные консультации специалиста по сжиженному нефтяному газу. Примечание: Эти данные могут быть приведены на панели с информацией об аварийных ситуациях.
  • На наземной цистерне или в зоне хранения цистерн имеется знак со стандартными предупреждающими символами диаметром не менее 100 мм или текстом «ГОРЮЧИЙ ГАЗ» и «НЕ КУРИТЬ» или предупреждающий знак (с буквами высотой не менее 50 мм), запрещающий курение и использование источников воспламенения.
  • Если зона изолирована забором, знаки должны быть видны снаружи забора и во всех точках доступа.
  • Каждое место активации системы аварийного останова сжиженного нефтяного газа промаркировано текстом «Аварийный останов сжиженного нефтяного газа» высотой не менее 40 мм на белом фоне.
  • В каждом месте активации системы аварийного останова сжиженного нефтяного газа имеется знак с инструкциями (красными или темными буквами высотой не менее 20 мм на белом фоне) по активации системы. Примечание: инструкции могут быть приведены на том же знаке «Аварийный останов сжиженного нефтяного газа».
  • Цистерны находятся на расстоянии не менее 6 м от любой другой наземной цистерны, зоны хранения или заправки легковоспламеняющихся или горючих материалов.
  • Цистерны находятся на расстоянии не менее 2 м от любого выходного вентиляционного отверстия хранилища легковоспламеняющейся жидкости (например, подземных цистерн).
  • Защита цистерн от ударов эквивалентна как минимум аварийный дорожным заграждениям (W-образным), имеет высоту около 700 мм и находится на расстоянии не менее 1,5 м от цистерны.
  • В пределах 3 м от цистерн сжиженного нефтяного газа нет горючих материалов.
  • С территории обеспечен свободный выезд для бензовозов, так чтобы транспортные средства могли двигаться вперед без необходимости обратного хода.
  • Больше не используемые цистерны выводятся из эксплуатации и подвергаются дегазации.
  • Для одиночных цистерн емкостью 8000 л или менее должен иметься доступ к водопроводному крану с достаточным давлением воды для использования поливочного шланга.
  • Вблизи всех цистерн емкостью более 8000 литров установлены шланговые барабаны.
  • Примечание: огнетушители типа 2A 60B(E) могут использоваться вместо шланговых барабанов в случае единичной цистерны емкостью 16000 л или менее и при недостаточной подаче воды.
  • Имеется достаточное количество шланговых барабанов для того, чтобы шланговые наконечники могли достигать любого расстояния в пределах 5 м от цистерны и зоны установки цистерны.
  • Земля под цистернами и на расстоянии, по крайней мере, 1,5 м за каждой цистерной должна иметь дорожное покрытие или быть устойчивой к насыщению горючими жидкостями.
  • Решетчатые барабаны для баллонов располагаются снаружи помещений.
  • Емкость каждого баллона в барабане составляет 25 л или менее.
  • Максимальная совокупная емкость баллонов в барабане или группах барабанов составляет 2500 л.
  • С лицевой стороны каждого барабана имеется табличка класса опасного груза (то есть красный ромбовидный знак для горючих газов класса 2.1) размером: 250 мм кв.
  • С лицевой стороны каждого барабана имеется предупреждающий знак «Горючие газы. Не курить. Не использовать открытое пламя». Примечание: можно использовать стандартные предупреждающие символы.
  • Барабаны находятся на расстоянии минимум 3 м от групп барабанов для баллонов (не более 2500 л на группу).
  • Барабаны находятся на расстоянии минимум 1 м от любых проемов зданий.
  • Барабаны находятся на расстоянии минимум 1 м от предела досягаемости шланга баллона для декантирования сжиженного нефтяного газа.
  • Барабаны находятся на расстоянии минимум 1,5 м по горизонтали от любого источника воспламенения.
  • Барабаны находятся на расстоянии минимум 0,5 м по вертикали от любого источника воспламенения.
  • Барабаны находятся на расстоянии минимум 1,5 м от любой ямы, канализации, подвала, общественного места или заправочной колонки.
  • Барабаны находятся на расстоянии минимум 5 м от любой цистерны сжиженного нефтяного газа.
  • Барабаны находятся на расстоянии минимум 3 м от любой наземной цистерны с опасными грузами, отличными от сжиженного нефтяного газа.
  • Барабаны находятся на расстоянии минимум 3 по горизонтали от любой массы горючих материалов (например, корзины для мусора, дров, моторного масла.
  • Барабаны находятся на расстоянии минимум 2 м от любой конструкции, ограничивающей доступ за барабан.
  • Барабаны, по крайней мере, с двух сторон не касаются любой стены, сплошной панели или другого элемента, который может ограничить поток воздуха.
  • В пределах 3 м от любой точки, где может находиться горючая жидкость, запрещается курить или наличие источников воспламенения.
  • Автомобильные двигатели выключаются во время заправки.
  • Сигнальные лампы, которые могут контактировать с горючим паром, должны выключаться в автодомах и фургонах перед заправкой.
  • Необходимо предотвратить утечки и переливы при заполнении цистерн.
  • Заливные колпачки (например, подземных цистерн) должны поддерживаться в герметичном для жидкости состоянии.
  • Запрещается заправлять пластиковые емкости, не соответствующие стандарту AS/NZS 2906.
  • Емкости при заправке на колонке должны находиться на земле (т.е. не должны находиться на транспортном средстве или прицепе или внутри них).
  • Имеются процедуры для устранения разливов, особенно разливов горючей жидкости на одежду.
  • Детям в возрасте до 15 лет не разрешается пользоваться заправочными колонками.
  • В зоне заправки подземных цистерн отсутствуют горючие материалы.
  • В дренажных колодцах для локализации проливов (при наличии) отсутствуют жидкости.
Поделиться text

Также может быть интересно:

Эффективный чек-лист проверок, инспекций и аудитов в торговле. Использование электронных чек-листов на примере сервиса РИТЕЙЛИКА.

Электронный чек-лист. Выбираем лучший облачный сервис для проверок, инспекций и аудитов

Тайный покупатель. Современные подходы к оценке работы персонала.

Проверки магазинов Роспотребнадзором. Как защититься от проверок и избежать штрафов.

Свяжитесь с нами

Ваше имя
Страна
Телефон
E-mail
Компания
Как с Вами удобнее связаться?
Ваше сообщение
Я не робот Сколько будет 2+2 ?